Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих досмотра багажа и грузов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала и пассажиров.
Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (ред. от 24.05.2017) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2005 N 7321) ограничевается набор правил, среди которых требования к досмотровому оборудованию:
Предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты проводится в аэропорту или на воздушном судне уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел.
Порядок проведения предполетного и послеполетного досмотра в установленном порядке согласуется с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов осуществляется в соответствии с Руководством по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских воздушных судов, обслуживающего персонала, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 1995 г. N 102, с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. N 117.
Технология послеполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты разрабатывается администрацией аэропорта применительно к условиям аэропорта, согласуется с соответствующим органом внутренних дел на транспорте и территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Досмотр авиационного персонала, работников авиапредприятий и иных лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта, производится на КПП.
Допускается досмотр членов экипажей воздушных судов на КПП, если это предусмотрено инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму данного аэропорта.
В местах продажи авиабилетов, в зонах регистрации пассажиров, перед пунктами досмотра, в местах заполнения таможенных деклараций и оформления багажа вывешиваются плакаты со специальной информацией по авиационной безопасности, в которых указываются:
Лица, производящие предполетный и послеполетный досмотр пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажиров и не допускать действий, унижающих их достоинство.
Пассажиры, в том числе обслуживаемые в зале официальных лиц и делегаций, допускаются к посадке после регистрации и прохождения предполетного досмотра в установленном порядке.
В камерах хранения организуется досмотр сдаваемого багажа с использованием стационарных технических средств досмотра.
В аэропортах местных воздушных линий в камерах хранения, при отсутствии стационарных технических средств досмотра организуется досмотр сдаваемого багажа с использованием портативных (ручных) металлоискателей.
В аэропорту предусматриваются помещения (пункты досмотра), которые оборудуются стационарными техническими средствами досмотра (рентгенотелевизионным интроскопом, стационарным металлоискателем, портативными (ручными) металлоискателями, средствами обнаружения взрывчатых веществ), а также системой видеонаблюдения и видеозаписи, информация которой сохраняется в течение 1 месяца, аварийным освещением и электроснабжением, тревожной сигнализацией, телефонной связью, в том числе и прямой связью с диспетчером службы организации пассажирских перевозок, пунктами регистрации билетов и приема багажа, правоохранительными органами.
Пункты досмотра в аэропортах местных воздушных линий при отсутствии стационарных технических средств досмотра оснащаются портативными (ручными) металлоискателями, средствами связи и тревожной сигнализацией.
Досмотр крупногабаритного багажа и грузов
Интроскоп HI-SCAN
Рентгенотелевизионные интроскопы разработаны для аэропортов, таможенных терминалов, грузоперевозчиков, почтовых служб и может использоваться везде, где требуется высокая точность досмотра грузов различных размеров, в основном оснащены двумя генераторами 160 кВ расположенными под углом 90°, что обеспечивает наличие горизонтального и вертикального ракурсов объекта (см. Правила наименования интроскопов Hi-Scan). Такой метод сканирования гарантирует достоверность досмотра плотно упакованных грузов и сокращает время проверки
{youtube}FkatmqBK1_g{/youtube}