Что делать при угоне автомобиля
Наверное, каждому из нас хоть раз в жизни доводилось слышать, что у кого-
Для начала стоит разобраться: а что вообще стоит за этим коротким словом? Дело в том, что само понятие «угон» ничего не выражает, если не задаться вопросом: ради чего он был совершен? И здесь выясняется, что угон угону рознь. Если несознательные подростки разбили стекло и залезли в вашу машину, чтобы покататься, то у них одни цели, задачи и методы. Если (другая крайность) богатый клиент «заказал» чужую «Феррари», то такой заказ будут исполнять совсем другие люди, совсем иными методами и с прямо противоположными целями. Как ни странно, и то, и другое до поры до времени называется угоном, и только в суде может быть переквалифицировано по статьям «Кража», «Мошенничество» или, скажем, «Разбойное нападение».
В Уголовном кодексе есть и статья, предусматривающая наказание за угон (ее номер 166), и статья, карающая за кражу транспортного средства (это ст. 158). Наказание во втором случае намного строже, поскольку обвиняемый не просто взял машину во временное пользование, а сознательно пошел на то, чтобы, завладев ею, извлечь прибыль – скажем, путем перепродажи. Разумеется, пойманный угонщик не хочет получить больший срок, поэтому всячески маскирует признаки кражи. Если суду не удается доказать корыстных мотивов преступника, то ограничиваются применением ст. 166. Как говорится, пустячок, а приятно всем – угонщику, потому что меньше сидеть, потерпевшему, потому что зло наказано, милиции – потому что дело об угоне попало в радужную сводку раскрытых преступлений.
Собственно, этими юридическими нюансами обусловлена и официальная статистика. В год по России совершается более 100 тысяч краж и угонов автомототранспортных средств. По данным журнала «МКмобиль» со ссылкой на статистику ГУВД г. Москвы, за 5 месяцев 2009 года в Москве зарегистрировано 2350, а в Московской области – более 2000 угонов. При этом раскрываемость краж автомобилей составляет около 10%, а раскрываемость угонов – около 50%, из чего явно вытекает, что далеко не в каждом деле удается доказать факт присвоения или продажи угнанного автомобиля.
Для чего угоняют
Вот несколько наиболее распространенных вариантов угона, из осознания которых вытекают и соответствующие способы защиты. Начнем с простого.
Угон с целью покататься. Совершается без какого-
Угон с целью совершить преступление. Здесь машина – не цель, а средство. На ней киллер, грабитель, вор-
Угон инсценированный. Совершается с разными целями, но чаще всего – дабы получить страховку, оставив себе в придачу еще и автомобиль. В сговор против страховой компании вступает владелец автомобиля и актеры, исполняющие роль угонщиков. Вопрос о выборе угоняемой машины в этом случае не стоит – это собственная машина заказчика спектакля. Классифицируется Уголовным кодексом по статье «Мошенничество».
Угон с целью «подставы». Сравнительно молодое и пока еще экзотическое явление. Практикуется неорганизованными преступниками с целью получить небольшие, но быстрые деньги. Машина угоняется ради того, чтобы подстроить ДТП, в котором окажется виноватым другой водитель, достаточно благополучного вида и на приличной (но не шикарной) «тачке» – это и есть «подстава». Поскольку при сравнительно небольшом ущербе многие предпочитают не связываться с ГИБДД и страховой компанией, угонщик, разыгрывая из себя «жертву» ДТП, запрашивает не очень страшную сумму (скажем, пару сотен долларов). «Виновник» ДТП расплачивается, радуясь, что дешево отделался, угнанное авто бросается в ближайшем переулке и вскоре в слегка помятом виде возвращается владельцу; милиция ставит галочку в графе «раскрыто угонов». Как ни странно, все остаются вполне довольными исходом дела, поскольку отделались легким испугом. Хуже всех, пожалуй, самому угонщику – хлопотно, не очень доходно, да и риск получается двойной.
Угон «на запчасти. По сути, это уже не угон, а кража, поскольку из угнанного добра преднамеренно извлекается прибыль. Наибольшим спросом пользуются запчасти от автомобилей массового спроса. Ломаются чаще всего машины отечественные. Отсюда вполне закономерно вытекает, что в этой категории лидируют «ВАЗы» последних моделей. Машины выбираются сравнительно новые, дабы их узлы и агрегаты не успели потерять товарный вид. Достается и другим «народным автомобилям». Статистика таких угонов впечатляет, будучи выражена в абсолютных цифрах, и вполне укладывается в средние показатели, если говорить о процентном соотношении. Предпочтение отдается автомобилям, проникнуть в которые не представляет особых трудностей. Особые приметы нежелательны, небольшие повреждения «шкурки» при взломе вполне допустимы – все равно автомобиль идет под разборку. Задача угонщиков – добраться до «левого» автосервиса быстрее, чем их остановят сотрудники ГИБДД. Полная разборка автомобиля производится за несколько часов. Процессы «раздевания» и сбыта краденого организуются отдельно и являются звеньями все той же криминальной цепи.
Угон с целью продажи автомобиля. Это тоже кража, причем игра должна стоить свеч. Машины выбираются престижные, дорогие и в хорошем состоянии. Преступление, как правило, тщательно готовится, если только хозяин не ушел, оставив ключи в замке зажигания и дверь нараспашку. Порча товарного вида при обезвреживании сигнализации не приветствуется. Из двух одинаковых автомобилей в качестве жертвы будет выбран тот, который окажет угонщикам меньшее сопротивление при взломе. После угона машина, как правило, хранится пару недель в «отстойнике» – чьем-
Угон «заказной». Цель – та же, что и в п. 6, но уровень исполнения на порядок выше. Допустим, вы – миллионер и вчера разбили свой любимый джип, причем так, что от него остались одни документы. Вы вызываете своего помощника по общим вопросам и, капризно топнув ногой, заявляете: «Хочу точно такой же, но целый!» Помощник связывается с нужными людьми, которые принимают у него «заказ». В результате недолгих поисков на какой-
Вскрытие покажет
Времена лодочных цепей на руль-
Но есть и другая сторона медали. Едва ли не главным фактором, от которого зависит успех угона автомобиля, является время его покорения. Перед угонщиком стоят четыре задачи: проникнуть в автомобиль, вырубить орущую сигнализацию, завести двигатель и отъехать на безопасное расстояние. Если автомобиль защищен, то на каждом этапе перед «покорителем» стоят определенные препятствия. Конечно, рано или поздно сопротивление машины будет сломлено, но специфика работы не позволяет угонщику ковыряться в недрах автомобиля полдня. И если что-
Что обычно защищает автомобиль от угона?
Во-
Вторая защита – автосигнализация. Сорок лет назад под ней понималось простое включение звукового сигнала при попытке проникнуть в автомобиль без ключа. Современная сигнализация – это многочисленные датчики, реагирующие на удар, изменение объема салона, приближение объектов и т.п.; мощная сирена с автономным питанием и, конечно же, немалое количество электрических проводов, опутывающих порой весь автомобиль. Давно уже перестали быть экзотикой дистанционные устройства – пейджеры и брелки-
Третий способ защиты – применение иммобилайзеров. В дословном переводе иммо-
Четвертый способ – маркировка деталей. Не стоит считать, что это способ вашего дедушки. Даже если маркировка нанесена только на некоторые элементы автомобиля (стекла, колеса, аккумулятор и т.д.), то желание продать его на запчасти резко сходит на нет. К тому же в современном мире под маркировкой подразумевают микрочиповую систему с десятками тысяч меток, которые поддаются расшифровке при помощи сканера в течение всего срока жизни автомобиля.
Пятый способ – системы спутниковой навигации. Они способны в любой момент определить местонахождение угнанного автомобиля с точностью до нескольких метров, а при необходимости исполняют обязанности замков, сигнализации и иммобилайзера – подают машине дистанционный сигнал на отключение двигателя, блокировку дверей и т.д. Делается это в том случае, когда диспетчер спутниковой системы получает от владельца автомобиля сообщение об угоне.
Шестой способ – волчий капкан на педаль газа или сцепления. Персонажу фильма «Берегись автомобиля» он, если помните, не помог. И вам не поможет. Дело не только в том, что за причинение угонщику телесных повреждений можно запросто оказаться в соседней с ним камере – куда более вероятно, что в один прекрасный момент вы забудете отключить свой «иммобилайзер», садясь в машину…
Ну а теперь – о грустном. Угонщики-
Конечно, на практике не все так просто, и со злоумышленника порой сойдет семь потов, прежде чем он добьется своего. Правда, иногда рассеянность хозяина и полное равнодушие окружающих позволяют в кратчайший срок достичь удивительных результатов. Впрочем, даже если вы проявите чудеса бдительности, все равно можно с полной уверенностью говорить, что 100%-
Что делать и чего не делать
Важно понять, что искусство защиты автомобиля состоит в грамотном комбинировании противоугонных устройств с различным принципом действия в зависимости от индивидуальных особенностей вашего автомобиля и его эксплуатации – марки, возраста, способа парковки, местности, в которой вы проживаете, и т.д. При этом исходить надо из оптимального соотношения «цена-
Как показывает опыт, наилучшие результаты дает сочетание качественной противоугонной системы авторитетного производителя с творческим подходом мастера, устанавливающего эту систему. Перед приобретением постарайтесь получить подробную консультацию у продавца, прочитайте инструкцию пользователя, чтобы понять, такая ли система нужна вашему автомобилю, или требуется какой-
От того, как смонтирована противоугонная система, зависит очень и очень многое. Именно нестандартные решения специалиста-
Если угонщикам приглянулась именно ваша машина, они могут предпринять массу обходных маневров, чтобы выведать секреты вашей охранной системы, или, что еще лучше, вынудить вас отключить ее. Классика жанра – каучуковый мячик, который бросают среди ночи в припаркованный во дворе автомобиль. Обычно после двух-
Те из похитителей, у кого не хватает технических знаний и навыков для грамотного взлома автомобиля в ваше отсутствие, могут пойти на крайние меры, именуемые насильственным отъемом собственности, а попросту – разбойным нападением. Владельцы древних «убитых» «Жигулей» по этому поводу могут особо не беспокоиться, но если машина у вас приличная, то меры предосторожности надо принимать обязательно.
Основных схем разбоя две – либо вас вытаскивают из машины снаружи, когда вы стоите, скажем, на светофоре, либо вас выпихивают изнутри, когда вы везете незнакомых попутчиков. В обоих случаях машина достается наиболее ловкому. Рекомендации в связи с такой ситуацией следующие: когда едете в одиночку, не сажайте попутчиков (в крайнем случае – одного, на переднее сиденье и с пристегиванием ремнем безопасности); держите двери запертыми и окна закрытыми; если надо вступить в разговор – опускайте стекло не более чем наполовину, не глушите двигатель, не выходите из машины. Дополнительные трудности возникнут у грабителей, если вы сами пристегнуты – в этом случае вас гораздо труднее извлечь из автомобиля.
Подумайте о средствах индивидуальной защиты – только не забывайте о том, что есть понятие «пределы необходимой самообороны». Никогда не оставляйте машину незапертой на заправке, у табачной палатки и в других подобных местах. Не протирайте стекла, не залезайте в багажник, оставив ключ в замке зажигания. Никогда не храните в машине права и документы на нее. Даже если вы сидите за рулем, все документы должны быть при вас, в нагрудном внутреннем кармане. Когда в результате угона или грабежа не окажется ни того, ни другого, вы, скорее всего, лишитесь и страхового возмещения, даже если машина была застрахована. Вдобавок возникнут большие проблемы с восстановлением «бумажек».
Еще один крайне полезный совет: заранее отделите брелок сигнализации от ключа зажигания и никогда не надевайте их на одно колечко. Если вас все-
Седьмой способ защиты от угона
Пожалуй, этот способ является наиболее надежным, хотя и стоит больших денег. Речь пойдет о страховке.
По признанию одного из руководителей «Ингосстраха», если бы автомобили страховались только от угона, то размер страхового взноса был бы равен стоимости самого автомобиля. Поэтому ни одна компания только от угона не страхует. Вместо этого применяют схему «угон+ущерб», которая на языке страховщиков называется «автокаско». Удовольствие это недешевое – для некоторых моделей, занесенных из-
С учетом сказанного, выбор автомобиля перед покупкой разумно начинать с посещения именно страховой компании. Поскольку большинство машин покупается нынче в кредит, а большинство кредитов выдается только при наличии полиса «автокаско», реальная стоимость автомобиля будет складываться из его собственной цены и размеров страховых взносов на период кредитования (а дальше уж как захочет сам владелец). Таким образом, может получиться, что более дорогой и менее угоняемый автомобиль обойдется вам дешевле, чем более дешевый, но чаще угоняемый. Сотрудники страховой компании в таком случае помогут сделать правильный выбор.
Разумным компромиссом для владельца автомобиля и страховщика является договор «каско», предусматривающий дополнительные степени защиты автомобиля от угона. Скажем, установка спутниковой навигационной системы или противоугонных систем определенных (самых надежных) фирм в обмен на снижение стоимости полиса может оказаться выгодной и владельцу, и страховой компании, поскольку при этом снижается риск угона, а следовательно, и величина страхового взноса. Если владелец не хочет раскошеливаться на дорогую сигнализацию, ему могут быть предложены другие условия, к примеру, хранение машины только на охраняемой стоянке или в гараже. В таком случае при угоне «от подъезда» страховой полис просто утрачивает силу, и возмещение не выплачивается.
И все-
Ну, во-
При заявлении об угоне постарайтесь вспомнить следующую информацию:
где, когда и у кого было куплено транспортное средство;
его регистрационные данные (советую никогда не оставлять в машине техпаспорт и права);
пробег автомобиля;
количество бензина в баке;
какие противоугонные средства были установлены;
потайные метки на основных автодеталях (где и когда наносились);
кто имел доступ к машине и право управления;
кто еще ездил на машине, кроме вас;
терялся (и если да, то при каких обстоятельствах) техпаспорт на автомобиль.
Особое внимание нужно уделить описанию индивидуальных примет автомобиля: какая аппаратура (теле – или радио – ) в нем установлена, что лежало в машине (журналы, сувениры, брелоки, инструменты, часы, одежда). Если есть фотографии машины, представьте их тоже. Все это поможет обнаружить преступников.
Подав заявление, требуйте справку о том, что оно принято к рассмотрению и зарегистрировано в установленном порядке. После этого машина объявляется в розыск по оперативной сводке – на посты ГИБДД передается «ориентировка» с параметрами и приметами вашего авто, объявляется план «Перехват», который, как мы знаем из теленовостей, «не дал результатов». Далее возбуждается уголовное дело по факту угона, назначается следователь, который пишет постановление об объявлении автомобиля в федеральный розыск, после чего ваша машина будет высвечиваться в электронных базах угнанных автомобилей. Рекомендуется сразу же добиться выделения дежурного наряда милиции и объехать вместе с ним ближайшие кварталы, дворы, гаражи и автостоянки в поисках пропажи, поставленной на «отстой». Шансы на успех, конечно, невелики, но все-
Общеизвестный факт: чем раньше обнаружено исчезновение автомобиля и начат поиск, тем больше шансов найти пропажу. Поэтому действуйте быстро и требуйте того же от других. Если угон происходит у вас на глазах, привлекайте внимание окружающих – возможно, что они заметят то, чего вы не успели, и впоследствии станут ценными свидетелями. Можно попробовать разбить камнем стекло собственного автомобиля, отъезжающего без вас – если угонщиков это не остановит, то найти машину по горячим следам будет легче.
Хуже, если факт угона обнаружен спустя несколько часов после его совершения. Что ж, какой-
Процент раскрываемости угонов мы уже приводили. Ну, допустим, вы счастливчик, и машину нашли. Если она повреждена или разбита и вы жаждете мести – не поддавайтесь на уговоры следователя, не забирайте заявление. Пусть зло будет наказано, а вам хотя бы найдется, с кого получить компенсацию. Когда вора поймают, подавайте в суд на взыскание материального (если есть) и морального (если у вас имеются соответствующие справки) вреда. Не забудьте добиться от следователя, чтобы он убрал вашу машину из базы данных угона, и не верьте его обещаниям под честное слово – если он по забывчивости этого не сделает, то вам рано или поздно придется доказывать, что вы не верблюд, причем, возможно, в судебном порядке. Не забудьте поблагодарить всех, кто был причастен к раскрытию преступления, – полагаем, что искренних слов благодарности и крепкого рукопожатия будет вполне достаточно.
Источник: ПДД от ГИБДД Российской Федерации 2010. С комментариями и советами 2M (скачать) издано в 2010 г.